РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕСНЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ:
от фольклора революции к советскому идеологическому проекту


Грант РФФИ № 19-012-00615 (2019-2021 гг.)







Михаил Лурье, Анна Сенькина

Детские гимны 20-х годов: Революционная песня на службе утопической педагогики
Children's hymns of the 1920s: A revolutionary song in the service of utopian pedagogy

Доклад в рамках семинара "Русская революционная песня в первые десятилетия советской эпохи", 24 декабря 2020, 17:00, Zoom



Традиция создания тематических и идеологических вариаций "Марсельезы", сложившаяся в период революционного движения и Гражданской войны ("крестьянская Марсельеза", "студенческая Марсельеза" и др.), после победы революции не только не прервалась, но и получила второе дыхание. В первой половине 1920-х гг. на страницах песенников появляется целый ряд новых текстов, использующих в качестве прецедента и источника не только "Марсельезу", но и другие революционные песни. Расширяется и круг "субъектов повествования": "Интернационал пионеров", "Юношеский Интернационал", "Интернационал работниц и крестьянок" и т.п.

В фокусе нашего внимания будут четыре "детские" вариации "Интернационала" и "Боевого марша", появившиеся не позднее 1920 г.: "Детский гимн" А. Дорогойченко, "Цветы Коммуны" В. Князева, "Гимн школьников" неизвестного автора и "Песнь ласточек мировой весны" из пьесы В. Правдухина "Школьный учитель, или Трудовая артель".

Согласно нашему предположению, авторов рассматриваемых переработок привлекали не только общеизвестность революционных гимнов, их высокий символический статус и их метафорический язык, который можно было использовать как готовый к употреблению поэтический конструктор. Не менее привлекательной была прагматическая специфика революционных песен, тексты которых устроены как репрезентация определенной идеологической и/или политической программы. Не лишенные общего пафоса революционного преобразования и во многом различные между собой, все эти вариации революционной песенной классики содержат утопическую программу коммунитарной педагогики "новой школы" и "советского детского сада", построенную на принципах детской демократии, сознательности и коллективного труда и исключающую социальные различия, традиционные образовательные техники и авторитарную власть взрослых.


Картинка к докладу



Контакт сайта: dzanni@gmail.com